четверг, 4 декабря 2014 г.

По усадьбам Подольского района

Странно и неприятно думать, что ... жизнь была прожита ради апофеоза фирмы Кодак
И. Бродский        


На велосипеде я проводил практически все летние месяцы. Уезжал к дедушке с бабушкой в Ставропольский край и там катался порой целыми днями. Отсутствие "железного коня" дома, в центральной России, проходило, честно скажу, практически незамеченным. Но в какой-то момент я понял, что совсем не прочь им обзавестись. Собственно, совсем не прочь я был покататься с каким-нибудь велоклубом. Без велосипеда это делать проблематично. 

И вот уже новенький TREK привезен из магазина, начались поездки. Но помимо физической нагрузки, хотелось и какого-нибудь культурного элемента. Немного поискав в Интернете, я обнаружил большое количество довольно интересных мест в окрестностях своего Подольска. Добраться туда пешком невозможно. Общественным транспортом - неудобно: надо ехать на автовокзал, потом ждать, потом ехать на автобусе, потом как-то возвращаться. А вот велосипед оказался хорошим решением.

Итак, первым местом, куда я решил съездить, стала усадьба Щапово. От моего дома это около десяти километров. Для велосипеда сущая ерунда. Но впереди оказались сюрпризы. Начнем с того, что поездка пришлась на начало октября. Деньки были прохладными. Немного покрутив педали, понял, что надо останавливаться и что-то делать с замерзающей головой. Намотал на нее шарф, с трудом нацепил шлем - стало легче. На этом неприятности не закончились. Выехал из своего района на шоссе, и тут меня обдало сильнейшим встречным ветром. К тому же до самого съезда в сторону Щапово
пришлось ехать в горку. Честно скажу, никакого тренажерного зала после таких приключений не надо. Катающиеся люди поймут. Чуть не доезжая до пункт назначения, остановился передохнуть. Заодно прицепил фотоаппарат к остановке и сделал пару фотографий себя с шарфом на голове. Перед самой усадьбой был крутой-прекрутой, но, к сожалению, непродолжительный спуск.

Собственно, Щапово - это не совсем усадьба в привычном для нас понимании. Да, тут и церковь, и парк, и усадебный дом, и хозяйственные постройки, но почему-то у меня не сложилось впечатление, что все эти здания являются частью единого комплекса. Кроме того, усадьба - это что-то величественное и красивое, а тут все обветшавшее и покрытое граффити. 

Впрочем, церковь, которую я увидел первой, очень красива. И как я потом прочитал в Интернете, уникальна, поскольку в колокольню вмонтированы часы (позже, правда я видел еще несколько подобных храмов).

Прицепил замком велосипед и пошел смотреть на внутреннее убранство. А там к обряду крещения готовятся. У батюшки спросил, можно ли пару снимков сделать. Повезло - можно.

А рядом с церковью стоит бывшее здание сельскохозяйственной школы. Сейчас там музей. На первом этаже опять приковал велосипед и пошел смотреть экспозицию. Она относительно небольшая - всего пять залов - зато крайне информативная. Особенно впечатлили письма с фронтов Великой Отечественной войны. Точнее подписи к ним, гласящие, что авторы погибли в таком-то году. Понравился и зал, в котором демонстрируется столовая помещика. Люблю я утонченность в сервировке стола и оформлении помещения. Прекрасный вкус виден за километр. Тут на все это удалось посмотреть вблизи. Подробнее об усадебном комплексе и выставке можно почитать на этой странице.

Осмотрев экспозицию, покатался еще немного по территории усадьбы и поехал домой. Приезжаю - и вот те на: не сфотографировал главный усадебный дом. Безобразие ведь форменное! Ну да ладно, думаю. На следующей неделе я собирался поехать посмотреть еще пару усадеб. В них нет экспозиции. То есть это поездка из серии "приехал - посмотрел - уехал". Но туда надо довольно долго добираться. А по пути решил сфотографировать главный усадебный дом в Щапово. Планам сбыться было суждено.

Прошла неделя. Суббота выдалась просто прекрасной: светило солнышко, было относительно тепло (шарф все-равно намотал на голову). Выезжаю. Добрался до Щапово. Восполнил пробел в фотоматериалах. В восьми километрах была моя вторая цель - усадьба Красное. Кстати, если верить Википедии, то здесь несколько лет прожила знаменитая Салтычиха.

Поехал. Поездка без особых приключений. Вокруг обычное, застраивающееся коттеджами Подмосковье. Подъезжаю к Красному. А там, помимо усадьбы, еще церковь стоит. Захожу. Внутреннее убранство поражает своим богатством, но при
этом нет вычурности. Внутри никого, кроме свечницы. Спросил, можно ли мне сделать пару фотографий. Получил ответ, что лучше осведомиться у батюшки, а тот будет только через пару часов, когда начнется служба. В общем, кукиш с маслом у меня получился, а не фотографии. Зато свечница мне потом рассказала, что церковь эта очень старая, построена в начале восемнадцатого века. Кроме того, она мне долго рассказывала, что ее к богу привела нелегкая жизнь и всяческие болезни родных. Потом последовал ряд примеров о том, как верующими стали ее знакомые - тоже не от богатства и процветания. Если честно, мне очень жалко таких людей.

И все-таки главной целью моей поездки был усадебный дом. Впрочем, еще на подъезде я понял, что с ним мне не повезет: всю территорию усадьбы окружал забор, а на нем красовалась табличка с надписью "проход в парк закрыт на период реконструкции". Опять же, как и в случае с первой поездкой в Щапово, остался без фотографий.

А впереди была усадьба Поливаново. От Красного до туда около 11 километров. На подъезде там есть такой Поселок санатория Родина. Место презабавное. Это две пятиэтажные хрущевки, стоящие посреди поля. А перед ними, а также через дорогу находятся огороды, которые местные жители исправно обрабатывают.

Поливаново так же, как и Красное, встретило меня прежде всего церковью. Но круче всего было с усадьбой. Нет, не подумайте: здесь не было забора, реконструкции или еще чего-нибудь в этом роде. Просто усадебный дом занимал (и
занимает) больница для душевнобольных. На входе сидела пара медсестер. Они подтвердили. Впрочем, не похоже, что здесь содержатся совсем уж откровенные психи. Все чистенько, цивильно. Рядом - памятник погибшим в Великой Отечественной войне, а также мемориальный камень в память о Тарутинском маневре (кстати, вы помните, что это такое, когда это было и кто там действующие лица?). 

А впереди была дорога домой. Суммарный пробег в этот день составил около 35 километров. Довольно неплохо, учитывая, что была еще и культурная программа. Все, что больше, требует уже привала.


Комментариев нет:

Отправить комментарий