вторник, 3 февраля 2015 г.

Псковский симбиоз России и Запада

Чем больше я путешествую, тем обиднее мне становится за нашу страну: каждый ее уголок - это уникальное место. Но почему-то у нас многих тянет исключительно за границу. Оно и понятно: "я был в Венеции" звучит в русских ушах намного интереснее, нежели "я был в Смоленске".

Попытаюсь сломать эти стереотипы. Рассказ пойдет, правда, не о Смоленске, а о Пскове. Решил я как-то туда съездить. Почему именно этот город? Наверное, потому, что в голове был образ чего-то пограничного между русской и западной культурой - что называется, и вам, и нам. И вот на этот симбиоз хотелось посмотреть своими глазами.

В качестве даты поездки были выбраны длинные выходные, пришедшиеся на 8 марта. В пятницу после работы сел на поезд и уже рано утром был в Пскове. На улице темнота. Навигатор не работает из-за того, что забыл положить деньги на симку. Это минусы. Плюс - на улице стояла довольно теплая для марта погода: в зимней куртке было даже немного жарко. Со всеми мелкими трудностями я быстро разобрался. Оставалась большая: ночь, повисшая над городом. До рассвета, по моим прикидкам, было не очень долго, но и не пять минут. Так что решил пойти смотреть Гремячую башню, которая находится в трех километрах от железнодорожного вокзала. Она была частью городских укреплений. Примечательности ей добавляет несколько легенд. 

По одной из них, в подвале этой башни спит беспробудным сном девушка, проклятая своей матерью. А вокруг - бочки с золотом, звон которого якобы слышат псковичи по ночам. Разбудить девушку и завладеть драгоценностями может только чистый сердцем мужчина, который двенадцать дней подряд будет читать рядом с красавицей псалтырь. 

А по другой легенде, как-то один из рабочих людей Пскова пошел на Иоанна Богослова в гости. Возвращаться домой стал уже за полночь. И показалось ему, что навстречу идут его друзья. Решили они вместе пойти в ближайший трактир. Пришли. Налили ему чарку. Тот водку одной рукой взял, а другой перекрестился. Тут же и трактир, и друзья исчезли, а сам рабочий оказался на вершине Гремячей башни. Сняли его оттуда только утром, когда все пошли на работу.

В общем, место во всех отношениях было многообещающим. И я не прогадал. Нет, не подумайте: двенадцать дней я там псалтырь не читал и домой с красивой и умной невестой и ящиками с золотом не вернулся. Просто башня оказалась неохраняемой, и в нее можно было залезть. Естественно, этой возможностью я пренебрегать не стал. Правда, пролезать пришлось через узкий и низенький проход. Внутри оказалась целая куча бойниц, но, к сожалению, не было лестницы, чтобы подняться наверх. Зато к башне примыкал небольшой кусок крепостной стены, по которому можно было - хоть и с риском упасть с трехметровой высоты и свернуть шею из-за наледи - погулять, что я и сделал.

Рядом с Гремячей башней стоит Козьмодемьянская церковь, которая была построена аж в конце XIV века, а затем несколько раз перестраивалась. Изначально она входила в состав Гремяцкого монастыря. Но в середине XVIII века тот был упразднен, а церковь осталась. Сейчас она, как мне показалось, не работает - стоит себе закрытая и все. Еще рядом с Гремячей башней есть здание кожевенного завода XVIII века, который расположился в бывшей трапезной Гремяцкого монастыря. Сейчас это сильно обветшавшая постройка, в которой в огромном количестве навален мусор.

Между тем, уже совсем рассвело. План у меня был такой: посетить как можно больше музеев. На дворе была суббота, а в воскресенье и понедельник большинство из них не работало. К тому же следующий день я планировал провести в расположенном неподалеку от Пскова Изборске. Начинать решил с кремля, к которому и направился. По пути мне встретилась величественная церковь, не значившаяся в моем списке мест, которые хотелось бы посетить. Зашел. И с самого порога меня обдало необыкновенной аурой этого храма. Место намоленное, благодатное. Уже по возвращении домой понял почему: эта церковь (называется она Церковь Богоявления с Запсковья) была построена в 1496 году. То есть люди здесь молятся уже больше пяти веков! Если вы когда-нибудь приедете в Псков, обязательно посетите это место. Добираться туда не очень удобно из-за того, что храм находится чуть в стороне от основных достопримечательностей. Но оно того стоит. 

Оттуда было рукой подать до кремля. Должен сказать, что Псковский кремль не похож ни на одного своего собрата в центральной России. В нем есть что-то от рыцарского замка - то самое влияние Запада, о котором я писал в начале записи. Возможно, такое впечатление создается из-за того, что он построен из серого кирпича. 

К кремлю примыкает Довмонтов город - более поздняя пристройка, также окруженная крепостной стеной. На его территории в древние времена было семнадцать церквей. Сейчас все они имеют вид руин, по которым можно побродить. Из Довмонтова города через захаб попадаешь в сам кремль. Что такое захаб? Это очень интересная с точки зрения военного дела архитектурная конструкция, по сути, длинный коридор, по бокам которого находятся крепостные стены, а в торцах - ворота. Если враг прорывает первые из них и врывается в захаб, то он оказывается в ловушке, поскольку со стен на него тут же начинают сыпаться пули и литься другие "приятности" вроде расплавленного олова или кипящего масла. 

Сам кремль пустоват. Архитектурной доминантой в нем является Троицкий собор. Рядом стоит колокольня внушительных размеров. Кроме того, на территории кремля есть дом причта и крест, поставленный в честь 1100-летия Пскова на месте некогда существовавшего Благовещенского собора. 

Я попытался пройти в колокольню. Там располагается какая-то выставка, но она только для организованных групп. Так что пришлось вернуться и пойти осматривать Троицкий собор. Стоит признать: сооружение масштабное, с невероятного размера иконостасом и очень богато убранное. Там шла служба. Народу было полно, так что я особо не стал бродить, чтобы не мешать прихожанам, и отправился обратно в Довмонтов город. Там меня интересовала Приказная палата - что-то вроде кабинета министров в нынешние времена. До ее открытия оставалось около получаса. Поэтому побродил между развалинами церквей, заглянул в музей пыток, который оказался закрытым. Но вот уже и время подошло: билет куплен - осматриваю Приказную палату. Здесь можно составить представление, как управлялся город еще несколько веков назад. В палате стоят столы. Каждый для своего приказа: посольский, судебный, денежный и ряд других. И на каждом столе - документы (жаль, что копии). 

Подробнее об экспозиции Приказной палаты можно почитать на этой странице.

После посещения музея пошел купить в местном сувенирном магазинчике открытки и направился к расположенному неподалеку главпочтамту. Расположился на скамейке рядом с ним, подписал карточки и бросил в почтовый ящик.

Дальше мой путь лежал к музею-квартире Ленина. Владимир Ильич снимал в Пскове жилье в 1900 году. Тридцать лет спустя здесь открыли музей. Позже, во время Великой Отечественной войны, дом, в котором находилась квартира, разбомбили. Его восстановили только в 1970 году. Мне, впрочем, не повезло: музей был закрыт.

Еще мне хотелось заглянуть в музей-квартиру известного в Пскове архитектора Юрия Спегальского. Но окончилось все тем же, что и в музее-квартире Ленина. 

Следующим на моем пути был музей, посвященный роману Вениамина Каверина "Два капитана". Это произведение я безумно люблю. Дома даже есть книжка 1947 года издания. Если вы его не читали, настоятельно рекомендую. Что касается музея, то с ним также ничего не вышло. И если по поводу квартир Ленина и Спегальского я не особо расстроился, то невозможность посетить эту выставку меня довольно сильно огорчила.

Следом последовала еще одна неудача: не попал в дом Массона, в котором находится коллекция драгоценных камней и собрание орденов и медалей. 

Признаться, после четырех неудач стало совсем обидно: ехал в город, а все закрыто. После этого я уже приготовился прийти к закрытым дверям Поганкиных палат - дома XVII века постройки, принадлежавшего купцу Поганкину. Однако на этот раз мне повезло. 

По сути, Поганкины палаты - это своего рода краеведческий музей. Рядом с ними находится здание художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита. В нем располагается картинная галерея. Кроме того, здесь же есть советская постройка с экспозицией, посвященной Пскову в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, это целый музейный комплекс. 

Если говорить о краеведческой части, то особенно сильно я был впечатлен художественной ковкой по серебру. Это и подносы, и ларцы, и церковная утварь, и многое другое. Все - тончайшей работы. И неудивительно: Псков был одним из главных центров этого ремесла. А не искушенному такого рода выставками человеку наверняка придется по вкусу еще и неплохая коллекция средневекового оружия, керамики (кстати, тут есть достаточно эстетичные образцы, что довольно редко встречается), а также предметы крестьянского, купеческого и мещанского быта.

Был удивлен очень достойной коллекцией картин. А также тем, что арабский мир, с которым я неразрывно связан, настиг меня и тут. На глаза попались три произведения художника Иосифа-Казимира Будкевича: "Старый двор в Бейруте", "Улица в Дамаске" и "Двор в Бейруте".

Подробнее об экспозиции Поганкиных палат можно почитать на этой странице.
 
Провел я в музее около трех часов. По плану оставался Мирожский монастырь. Чтобы туда попасть, надо пройти по мосту через реку Великая. С этого моста открывается потрясающий вид на Покровскую башню.

Что касается монастыря, то он был основан в XII веке, то есть это, судя по всему, один из первых монастырей на Руси. Главной особенностью этого места является Спасо-Преображенский собор, стены которого расписывались еще византийскими мастерами. Причем история этих фресок, изображающих жизненный путь Христа, удивительна. В царские времена решили провести реставрацию собора. Особо заморачиваться не стали и фрески замазали штукатуркой. Прошли годы, о фресках забыли. В ходе очередных восстановительных работ уже в XX веке из-за неосторожного движения реставратора отвалился кусок штукатурки, в результате чего вновь была обнаружена роспись. Тогда стены стали очищать. И теперь до восьмидесяти процентов их площади занимают прекраснейшие фрески, аналогов которым нет во всем мире. Стоит также заметить, что надо обладать некоторой долей везения, чтобы их увидеть, поскольку в собор не пускают при высокой влажности. Мне повезло. Зрелище действительно достойное. 

Кроме того, в Мирожском монастыре есть церковь, смежная с колокольней и братским корпусом. Она маленькая. При этом туда очень мало кто заходит. Людей все-таки больше интересует собор с фресками. А зря. Место намоленное, с необыкновенной аурой. Времени у меня было предостаточно, так что просидел там с полчаса. Насыщался, если так можно выразиться.

Мне оставалось купить билет на автобус до Изборска, куда хотел поехать на следующий день. По пути к автостанции сфотографировал танк Т-34. Как гласит надпись на постаменте, "в ознаменование одержанной победы 122 Армейскому минометному полку, 38 Отдельному моторизованному понтонно-мостовому батальону и 85 Отдельному полку связи присвоено наименование Псковских". 

Билет до Изборска был с некоторыми проблемами куплен. Оказывается, есть новый Изборск и его старый тезка. Пришлось выяснять, в каком из них находится крепость, которую хотелось посмотреть.

Дальше мой путь лежал в хостел. На нем хотелось бы остановиться поподробнее. Это место - адский ад. Это не хостел, а какая-то ночлежка в самом худшем смысле этого слова. Чистым там было только постельное белье. Все остальное покрыто сантиметровым слоем грязи. Обычно я беру с собой тапки. На этот раз я очень пожалел, что в них ходил, поскольку пол в хостеле был грязнее, чем иные дорожки на улице. В ванную страшновато было залезать, на кухню - заходить. Впрочем, все скомпенсировалось приятным общением с другими постояльцами.

На этом, пожалуй, окончу. Следующий день я провел в Изборске. Но об этом - в другой записи. 

Подробнее о достопримечательностях Пскова можно почитать на этой странице.


Комментариев нет:

Отправить комментарий