вторник, 31 марта 2015 г.

Огней так много золотых... Саратов. День первый


День России в 2014 году подарил нам аж четыре выходных. Кто на дачу, кто дома, а я решил не упускать такую возможность и отправиться в очередное путешествие. Естественно, готовиться к поездке стал заранее. И первое, что в таких случаях приходится решать, это место, куда хотелось бы отправиться. Тратить деньги на самолет, честно скажу, было жалко. Таким образом, надо было искать такой вариант, куда можно добраться за 12-15 часов, такой, чтобы в последний рабочий день сесть на поезд, а, как максимум, к окончанию первой половины следующего дня оказаться на месте. Кроме того, мне хотелось добавить некоторой спонтанности в поездку. Поэтому я не стал рыть интернет на предмет наличия разного рода достопримечательностей в том или ином городе. Просто открыл карту, посмотрел на нее, можно сказать, ткнул пальцем в первую попавшуюся точку, и вышло, что поеду в Саратов.

Дальше началась стадия подготовки, в ходе которой была, как обычно, размечена карта достопримечательностей. Оказалось (да простят меня учителя географии!), что на другом берегу Волги находится город Энгельс. А там - музей Льва Кассиля (вы же читали "Кондуит и Швамбранию"?). Поэтому масштаб поездки несколько расширился. К тому же добираться туда надо по мосту, который на момент постройки в 1965 году был самым длинным в Европе (чуть более 2,8 км). Естественно, проехать по бывшему рекордсмену я считал своим долгом. На самом деле, изначально думал вообще по нему пройти пешком туда и обратно, но когда узнал, что там идет масштабный ремонт и по мосту двигаются только автобусы, от этой идеи отказался.

И вот уже поезд привез меня на вокзал. Железная дорога проходит по окраинам Саратова. Хостел находился в самом центре (обожаю за это хостелы!). А чуть в стороне от него - пара музеев: этнографический и Борисова-Мусатова. Их-то и хотелось посетить перед заселением. Тем более на улице был полдень, на небе проплывали облака, но дождь из них на тот момент лить явно не собирался. 

Иду. Прошел мимо саратовского театра им. Слонова. Дальше путь мой пролегал через парк. А там какие-то конкурсы для детей в честь праздника. Наконец подхожу к этнографическому музею. Он располагается в здании, построенном на рубеже XIX-XX вв. В нем до 1993 года находился музей Ленина. Дело в том, что здесь мать и сестры Владимира Ильича снимали квартиру. Видимо, в новейшее время музей попал под люстрацию и был перепрофилирован. А мне не повезло: наткнулся на закрытые двери. В интернете говорилось, что в этот день он должен работать. Попытался позвонить по приведенному на сайте телефону. Никто не ответил. 
 

Пришлось отправляться к музею Борисова-Мусатова. Что могу вам сказать по поводу него? Место живописное, со всех сторон окруженное деревьями. Но на экспозицию попасть мне не удалось. Она была закрыта. Причем, как сказал охранник, открыться она должна была только через несколько недель. "Ладно, - думаю, - раз такое дело, пойду на набержную. Она близко. Прогуляюсь и по ней дойду до музея-усадьбы Чернышевского". Прошел мимо одного из корпусов саратовского университета. Еще обратил внимание на здание из красного кирпича, которое, как оказалось, было построено в конце XIX века и в котором сейчас располагается медицинский колледж. Что касается набережной Волги, то она оказалась живописной, вдали виднелся тот самый мост-рекордсмен, о котором я писал в начале. Пока я фотографировался на его фоне, какая-то бабушка залезла в реку поплавать. А теперь задача с такими условиями: место действия - Нижнее Поволжье, время - середина июня. Вопрос: какова могла быть температура воды? В общем, от одной мысли о примерном ответе на него мне стало холодно. А между тем, я пришел к музею-усадьбе. Точнее, опять же к закрытым дверям. "Видимо, - подумал, - не судьба сегодня. Праздник как-никак на дворе".

Если честно, меня это всегда удивляло. Во всероссийские выходные, наоборот, было бы правильнее оставлять музеи открытыми и, более того, продлевать время их работы. Ведь все гуляют. Глядишь, не пиво с водкой пойдут пить, а на экспозицию заглянут. А выходные сотрудникам можно потом компенсировать. 

В общем, надо было развлекать себя осмотром достопримечательностей, которые не привязаны к тому или иному графику работы. Моя карта показывала, что неподалеку находится памятник первой учительнице. Туда и отправился. 

Теперь небольшое отступление. Что меня неприятно поразило в Саратове, так это удивительная неухоженность улиц. Ходить по тротуарам невозможно, поскольку когда-то те, видимо, были в приемлемом состоянии, а сейчас стали совершенно разбитыми. Настолько, что лучше бы под ногами была простая земля. По крайней мере, свою обувь мне стало жаль. Нечасто на ее долю выпадали такие испытания. На одной из центральных улиц - как раз по пути к памятнику первой учительнице - я обнаружил стоящие мусорные баки, а рядом - общежитие (к тому же оказавшееся, как я позже узнал, чуть ли не памятником архитектуры), на балконах которого с этой самой улицы можно было лицезреть сушащееся белье. В общем, так себе экстерьер!

На памятник я посмотрел. А от него направился к центральной площади. По пути встретился пробег ретро-автомобилей. На площади уже заканчивались праздничные мероприятия. Рядом находился музей Радищева. "Была не была, - подумал я, - проверю: может быть, работает". Не работал. Тут, к счастью, уже было объявление с графиком на праздники. Оказалось, что со следующего дня сюда можно приходить. Это очень порадовало, поскольку у меня стали закрадываться подозрения, что моя поездка пройдет впустую. 

Рядом с музеем Радищева стоит памятник Столыпину. Викимапия говорит, что в народе его называют "пятый элемент". Вероятно, из-за окружающих постамент, на котором стоит скульптура реформатора, четырех фигур: крестьянина, кузнеца, воина и священника.
Рядом с центральной площадью также находился прекрасный образец классической архитектуры середины XIX века - Саратовский академический театр оперы и балета. Там же был памятник борцам революции 1917 года. Что интересно, с вечным огнем. Нигде таких больше не видел. Если вдруг у вас есть подобный в городе, пожалуйста, напишите об этом в комментарии.

От центральной площади я пошел посмотреть на Храм во имя иконы Божьей Матери, построенный в 1906 году. Он очень похож на Собор Василия Блаженного. Только меньше и не столь внушителен. Но красив, что уж тут говорить!

Через дорогу от церкви находится Саратовская государственная консерватория им. Собинова. Она примечательна тем, что является первой консерваторией в российской провинции. При этом была она основана лишь в 1912 году. Здание под консерваторию выстроили десятью годами ранее. Причем выстроили в готическом стиле. Представьте: посреди Саратова стоит эдакий средневековый замок. Естественно, упустить возможность взглянуть на такую красоту я не мог. Тем более консерватория находится в самом начале проспекта Кирова, в народе называемого саратовским Арбатом. 

Кстати, это очень классная пешеходная улица. В отличие от московского тезки, здесь много деревьев, и, в отличие от многих других улиц Саратова, тут не приходится идти по колдобинам. Еще на этом проспекте полно всяких кафе, мороженщиков и продавцов кваса. Последний я, кстати, выпил. Сколько ни пью уличный квас, самый лучший был в моем родном Новомосковске: невероятно вкусный и стоит копейки. Причем он одинаково хорош и просто жажду утолить, и в окрошку налить.

Что касается проспектива Кирова, то тут есть пара интересных памятников. Первый посвящен саратовской гармошке. А второй - главному герою песни "Огней так много золотых на улицах Саратова". Надеюсь, теперь, если до сей поры этого еще не произошло, вы поняли, почему для своей записи я выбрал такое название.

Проспект Кирова выходит к крытому рынку. Здание под него выстроили в 1916 году в стиле русского классицизма. Где еще можно посмотреть на архитектурный шедевр, предназначенный для, скажем так, не совсем культурного занятия (Нижегородская ярмарка не в счет. Там все-таки был прообраз современной биржевой площадки).

Рядом с рынком находится здание саратовского цирка им. братьев Никитиных. Именно ими и именно в Саратове был основан первый в мире стационарный цирк. Естественно, нынешнее здание - новодел начала 60-х годов прошлого столетия. У братьев Никитиных цирк был деревянным. Но все равно место, вне всякого сомнения, историческое. 

В паре кварталов от цирка находится совсем уж культовое место: автогараж Соколова и Иванова. Это здание было построено в 1887 году. Его верхнюю часть украшает барельеф, на котором изображен автомобиль. С 1913 года здесь располагается гараж, а годом позже его приобретает некто Захарий Иванов. Тот с 1925 года занимается прокатом машин. И в этом же самом 1925 году Иванов вместе со своим гаражом и прокатом попадается на глаза совершающему поездку по Волге на агитационном пароходе "Герцен" корреспонденту газеты "Гудок" (кстати, издается до сих пор; моему деду, проработавшему всю жизнь на железной дороге, бесплатно приходила) Илье Ильфу. А позже Иванова мы встретим в книжке "Золотой теленок" под именем Адама Козлевича. Не уверен, что эта история является правдой. Во всяком случае, есть и иные версии о прототипе владельца "Антилопы-Гну".

На этом приключения первого дня в Саратове закончились. Точнее, закончились приключения, связанные с осмотром достопримечательностей. Пришла пора заселяться в хостел. Я бронировал там место за несколько недель до поездки. И вот прихожу, а мне говорят, что никто ничего не говорил. К счастью, один человек в этот самый день съезжал. Если бы не это, пришлось бы искать какие-то иные варианты ночлега, поскольку весь хостел был забит до отказа. Вообще, это довольно редкая картина. В данном случае причина была в том, что здесь ночевали ребята, которые совершали автопробег по маршруту Улан-Удэ - Крым (он тогда уже был частью России) в поддержку политического курса Путина. С одним вечером сыграл в шахматы. Проиграл. Парень очень достойно бился, а я в самый ответственный момент зевнул фигуру! Еще дал им небольшое интервью, в котором отозвался об их затее и, конечно же, поддержал нашего президента. Ближе к полуночи они съехали. А у меня впереди был новый день.


Комментариев нет:

Отправить комментарий