вторник, 14 апреля 2015 г.

Дмитров, который меня неожиданно удивил

Заканчивался сентябрь 2014 года. Примерно через месяц намечался отпуск, а вместе с ним и поездка в Узбекистан. Впрочем, одни предвкушения большого путешествия не очень грели. Хотелось чего-то более реального. Вместе с тем, выехать за пределы Московской области не позволяла работа, да и не хотелось особо далеко тащиться. Так что стал исследовать свою карту достопримечательностей Подмосковья. Волоколамск, Можайск, Коломна и прочие подобные места отпали. Туда долго ехать. Были еще Чехов с пригородами и Сергиев Посад. Но хотелось чего-то менее помпезного. В итоге остановился на Дмитрове. Это город с длинной историей. К тому же там есть своего рода кремль, представляющий собой огромные земляные валы, на которых когда-то были выстроены деревянные укрепления. Еще в Интернете я вычитал о наличии там нескольких музеев. По моим прикидкам, хватало как раз на один день.

Ранним утром в субботу электричка довезла меня от платформы Окружная до места назначения. Странно, что в выходной народу ехало тьма-тьмущая. Аж пришлось несколько минут стоять в Дмитрове у турникетов и ждать, пока схлынет толпа. 

Как только их преодолел, тут же направился в сторону кремля. По пути мне хотелось зайти посмотреть на бывшую церковь. Когда пришел, был удивлен: если не знаешь, что в том здании располагался храм, то и не сможешь понять этого по каким-то внешним признакам. А это довольно нетипично. Все-таки архитектура и планировка церквей отвечает каким-никаким стандартам: притвор, средняя часть, алтарь и т.д. А тут ничего из этого не угадывалось. 

Раз уж зашла речь о бывших церквях, то сделаю небольшое отступление. Помню, как в Туле видел такое здание. Там, в отличие от Дмитрова, все угадывалось моментально. В алтарной части была пробита дверь. И в алтаре размещался склад городского клуба байдарочников и каякеров. В общем, частая фраза при описании истории той или иной церкви "в советское время здесь находился склад" тогда была проиллюстрирована наглядным примером. Время только было уже лет двадцать как не советское.

Между тем, я продолжил двигаться в сторону кремля. Только его я решил оставить на сладкое. Вначале мне хотелось посмотреть на разные интересные с точки зрения архитектуры здания в округе. И первым таким был дом графини Милютиной. Между прочим, дочери военного министра. Она, кстати, разделила свой дом на две части. В первой жила сама, а вторую отдала под приют. Грех было пропускать этот прекрасный образец деревянного зодчества рубежа XIX-XX вв. Сейчас там располагаются какие-то административные учреждения. 

Рядом с домом Милютиной, среди многоэтажек, затерялся дом местного предводителя дворянства Олсуфьева. Примечательно это место тем, что здесь некоторое время жил русский геоморфолог Петр Кропоткин (термин "вечная мерзлота" - это его изобретение). Впрочем, как это часто бывает, человеку науки хотелось заниматься не только наукой, но и тянуло в политику. Так что широкой публике Кропоткин больше известен как идеолог анархизма.

Кстати, в "Путешествии Гуливера в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию" Джоната Свифта по поводу подобных Кропоткину людей есть прекрасный пассаж:

"Большинство лапутян, особенно те, кто занимается астрономией, верят в астрологию, хотя и стыдятся открыто признаваться в этом. Но что меня более всего поразило и чего я никак не мог объяснить, так это замеченное мной у них пристрастие к новостям и политике; они вечно осведомляются насчет общественных дел, высказывают суждения о государственных вопросах и ожесточенно спорят из-за каждого вершка партийных мнений. Впрочем, ту же наклонность я заметил и у большинства европейских математиков, хотя никогда не мог найти ничего общего между математикой и политикой: разве только, основываясь на том, что самый маленький круг имеет столько же градусов, как и самый большой, они предполагают, что и управление миром требует не большего искусства, чем какое необходимо для управления и поворачивания глобуса. Но я думаю, что эта наклонность обусловлена скорее весьма распространенной человеческой слабостью, побуждающей нас больше всего интересоваться и заниматься вещами, которые имеют к нам наименьшее касательство и к пониманию которых мы меньше всего подготовлены нашими знаниями и природными способностями".

Возвращаясь к дому Олсуфьева, скажу, что сейчас там размещается музей, посвященный Кропоткину. Мне, впрочем, как вы, может быть, догадались по приведенной выше цитате из произведения классика, он был не особо интересен. Так что направился к Казанской церкви. Она находится в стороне от остальных достопримечательностей. Но мне хотелось туда сходить. Все-таки этот храм был построен в первой половине XVIII века, а такие места, бывает, обладают хорошей аурой и интересным внутренним убранством. И я не прогадал. К тому же мне повезло: там шла служба. Одно это уже создавало одухотворенную атмосферу. 

Из Казанской церкви переулками пошел в Борисоглебский монастырь. Если вдруг вы окажетесь в Дмитрове, то туда стоит заглянуть. Здания и стены находятся в идеальном состоянии, травка и кустики внутри пострижены, повсюду деревья. На территории находится небольшой фруктовый садик. А в нем я нашел разгуливающих павлинов. И это несмотря на сентябрь! Что касается самого монастыря, то он был основан в XV веке, а его старейшая постройка (и вместе с тем архитектурная доминанта), собор Бориса и Глеба, построили веком позже. Жаль только, что храм оказался закрытым, когда я там был. Несмотря на это, прогулка по монастырю принесла мне немало удовольствия.

Но пора было идти дальше. Впереди меня ждала Троице-Тихвинская церковь, строительство которой завершилось в самом начале XIX века. На самом деле тут две церкви, расположенных в одном здании: одна - зимняя - занимает первый этаж, другая - летняя - второй. Храм был построен на средства двух дмитровских купцов. Размеры его впечатляют. Денег было потрачено немало.

Опять хочется сделать небольшое отступление. Наверное, всякий у нас хоть раз да видел глухие деревеньки. Там стоят чаще всего деревянные дома. Причем домов может быть совсем немного: двадцать-тридцать. А над ними возвышается огромная каменная церковь. Иногда заброшенная, иногда - действующая. К чему я? А к тому, что до революции жильцам этих двадцати-тридцати домов вполне хватало средств, чтобы вскладчину отстроить церковь да содержать попа с его попадьей. И это меня лично приятно поражает. 

Что касается Троице-Тихвинской церкви, то ее посещение было несколько омрачено тем, что, когда я пришел, шло отпевание умершего.

Оттуда стал продвигаться обратно в центр, по пути фотографируя интересные купеческие и дворянские дома. В частности, очень мне понравился дом князя Вадбальского розового цвета, который сейчас занимает гостиница. 

Тут дошло дело до посещения разного рода выставок и экспозиций: передо мной был музейно-выставочный комплекс. Это совсем новое здание. Оно было построено в 2004 году. Захожу. Уже отдал деньги за билеты, а кассир мне говорит, что лучше прийти сюда в два часа дня, поскольку в это время будет проводиться бесплатная экскурсия для одиночных посетителей. Естественно, такую возможность я не мог упустить, поэтому дальше тут решил не задерживаться и наконец-таки пошел смотреть кремль.

А на площади перед ним проходил фестиваль морковки. Вот какой прекрасный повод! Народу вокруг тьма-тьмущая, в воздухе пахло шашлыками, тут же на сцене пели и танцевали, рядом разместилась ярмарка, а из динамиков собравшимся периодически рассказывали, как полезно есть морковь. Впрочем, надолго задерживаться я не стал, а пошел прямиком в кремль. А точнее, в расположенный на его территории Успенский собор, построенный в первой половине XVI века. Там мне удалось сфотографировать иконостас XVII века, что можно расценивать как большую удачу, поскольку обычно это делать не разрешается.

Затем я прогулялся к северо-западной части кремля. Там можно посмотреть на реконструкцию никольских ворот. Это единственная возможность составить представление о бывших некогда на огромных земляных валах деревянных укреплениях. Наконец я отправился в юго-западную часть кремля. Там находится комплекс зданий, входящих в музей-заповедник "Дмитровский кремль". Некогда в них располагалось дворянское собрание, казначейство, тюрьма, два тюремных флигеля, а также Елисаветинская церковь, построенная специально для заключенных. Последняя, к сожалению, оказалась закрытой из-за идущей внутри реставрации. А снаружи она была прекрасна. Все-таки есть что-то утонченное в псевдорусском стиле архитектуры. Что касается других зданий, то сейчас часть из них служебные и используются под фондохранилища. А в двух - казначействе и дворянском собрании - разместились экспозиции. Вот туда-то я и направился. Почитать о них можно на этой странице. Очень рекомендую обратить внимание на экспонаты церковной тематики. Некоторые из них достаточно необычны и даже могут показаться шокирующими, как, например, изображение головы Иоанна Предтечи на блюде.

Выставки я осмотрел довольно быстро. До начала экскурсии в два часа в музейно-выставочном комплексе оставалось еще довольно много времени. Поэтому я решил пойти смотреть интересные места, находящиеся на другом берегу канала им. Москвы. Но прежде - и я себе в этом удовольствии никак не мог отказать - я вдоволь нагулялся по земляным валам кремля.   

По пути к мосту на тот берег я сделал небольшой крюк и заглянул в Сретенскую церковь, опять же построенную на деньги дмитровских купцов.

А дальше меня ждала прогулка по мосту. Скажу вам, что гулять по ним - удовольствие ниже среднего: идти приходиться по узенькой дорожке, мимо летят машины, да к тому же чаще всего дует очень сильный ветер. Зато вид на канал открывался шикарный. Кстати, около платформы Икша есть пешеходный мост через этот канал. И с этого моста можно посмотреть, как суда, в том числе довольно громоздкие речные лайнеры, проходят шлюзы. Это если вам вдруг захочется новых впечатлений, связанных с чем-нибудь масштабным и двигающимся.

На той стороне город Дмитров быстро преобразился в деревню: повсюду были домики с огородами. Меня интересовала Введенская церковь. Она была построена во второй половине XVIII века. По пути посмотрел на усадьбу купца Тугаринова, а также построенную на его средства богадельню. Что касается церкви, то снаружи в ней ничего примечательного нет. Зато внутри в отличном состоянии сохранилась настенная роспись, а также иконостас. Так что все сомнения по поводу того, стоит ли идти в такую даль, чтобы посмотреть на пару зданий, оказались напрасными. Однозначно стоит! Там находится одна из самых красивых церквей, что я когда-либо видел. Разумеется, речь идет прежде всего о внутреннем убранстве. 

Между тем, стрелки часов неумолимо приближались к двум. А идти от Введенской церкви до музейно-выставочного комплекса и обещанной экскурсии было ого-го! Если же в цифрах, то почти три с половиной километра. Это расстояние мне предстояло покрыть примерно в полчаса. Взмыленный, я без пяти два добрался до места.

Оказалось, что на экскурсию пришел только один я. Проводила ее молодая - нет, язык не поворачивается сказать женщина - девушка. Видимо, формат тет-а-тет был для нее непривычным, поскольку рассказывала она с плохо скрываемым дискомфортом. Дела сразу наладились, когда во втором зале к нам присоединилось еще несколько человек. Сама выставка оказалась очень интересной. Там рассказывается о дворянских усадьбах, расположенных в районе Дмитрова. Кроме того, здесь можно узнать о дворянском, купеческом и крестьянском быте. Тут даже есть настоящая крестьянская изба! Часть экспозиции посвящена истории создания канала им. Москвы, а также различным производствам, которые сосредоточены в городе. Не забыли и про Великую Отечественную войну. Но для меня самой интересной стала временная выставка о советском быте в послевоенную эпоху. Многое из того, что на ней было представлено, у меня до сих пор есть дома. Да и у вас наверняка тоже. Подробнее об экспозиции музейно-выставочного комплекса можно почитать на этой странице.

Экскурсия стала финальным аккордом моей программы. После я заскочил в магазинчик, чтобы купить перекусить, поел, разместившись на лавке, и поехал домой.

Должен сказать, что Дмитров стал для меня приятным сюрпризом. Я ожидал увидеть обычный серенький провинциальный городок с музеями, посетителями которых в основном являются местные школьники. На деле все оказалось очень ухоженным и красивым. А выставки, куда явно ходят не только учащиеся, были наполнены безумно интересными экспонатами. Так что теперь со всей ответственностью могу заявить, что Дмитров по праву заслуживает называться туристическим центром. И если вы там еще не были, настоятельно рекомендую провести в городе один из ближайших выходных.

Описание всех достопримечательностей, а также ссылку на карту, где они отмечены, вы найдете на этой странице.


Комментариев нет:

Отправить комментарий