суббота, 13 декабря 2014 г.

Пропахший русским духом Суздаль

Автобус нес меня по ночной трассе в сторону Суздаля. Хотя нет. Пожалуй, надо бы начать с того, как я в него грузился после бурного дня во Владимире.

Итак, приезжаю я из Боголюбово к владимирскому автовокзалу. Сначала минут пять искал вход. Да-да, дело это непростое, учитывая опустившуюся темноту и мое порой накатывающее невезение. Обошел здание вокзала по кругу, спросил, где тут вход. Показали. Вхожу. Беру билет. Автобус отходит через пять минут. Выхожу. Автобуса нет. Я спрашиваю у всех подряд, где тут обещанный транспорт на Суздаль. Стоящая неподалеку кондукторша мне говорит, что, мол, вот он, залезай. Залез, развалился на сиденье. Тут заходит эта самая кондукторша. Пересчитала всех один раз. Пересчитала еще раз. А потом мне и говорит: "Молодой человек, а вы точно в Судогду едете?" Через десять секунд я опять искал автобус. На этот раз мне повезло. И уже спустя пару минут он, как я писал выше, нес меня по ночной трассе в сторону Суздаля.

Я, когда готовился к поездке, смотрел карту. И там суздальский автовокзал был расположен на расстоянии примерно двух километров от исторического центра города. Да делать нечего. Иду. Тогда мне бросилось в глаза практическое отсутствие людей. За сколько можно пройти два километра? Скажем, пятнадцать минут. А теперь представьте, что за это время вы, находясь на одной из центральных улиц города, встречаете два человека. Тогда я списал это на ночь (хотя было около восьми вечера) и мороз в двадцать пять градусов. Однако, забегая вперед, скажу, что на следующий день принципиальных изменений не было. 

В хостеле (его я, к счастью, искал с меньшими приключениями, нежели автобус) меня встретила женщина, спросила, в какую комнату я бы хотел заселиться - восьми- или четырехместную. Я решил сэкономить сто рублей и через несколько минут уже разбирал свои вещи в номере с четырьмя двухъярусными кроватями. Кстати, в хостеле я оказался одним единственным постояльцем. И еще кстати: это был мой первый опыт такого рода размещения. Надо заметить, очень классный опыт, потому что в некоторых других местах хостелы больше напоминали ночлежки в самом худшем смысле этого слова.

Поужинав, подписав открытки, поспав, позавтракав, я отправился осматривать Суздаль. Кто был в этом городе, знает, что здесь огромное количество церквей. Тут я узнал, что они бывают зимними (размером поменьше, чтобы проще было отапливать) и летними (побольше, поскольку топить не надо). Сейчас многие из них не используются. Осмотрев парочку таких неподалеку от хостела, я направился в центр города, к торговым рядам. Солнышко только-только начинало показываться из-за горизонта. А тут уже кипела жизнь: торговцы сувенирами вовсю разворачивали свои палатки. Признаться мне их стало даже жаль. На улице все-таки было далеко не лето. При этом не похоже, чтобы в это время года здесь бойко шла торговля. 

Впрочем, меня интересовали не безделушки, а расположенная рядом с торговыми рядами церковь. Оттуда доносились звуки службы. К тому же мои руки и лицо успели замерзнуть. Так что я прямиком направился туда. 

Честно скажу, что мне всегда хотелось фотографировать храмы не только снаружи, но и внутри, чтобы сохранить хоть какую-нибудь память об убранстве. К сожалению, это очень редко удается сделать: либо прихожан много, либо батюшка не разрешает, либо еще что. 

За торговыми рядами стоит еще пара церквей - практически на берегу реки. А на самой реке уже разместились рыбаки. Вы когда-нибудь рыбачили зимой на льду? 

Ах да, совсем забыл сказать: местную речку активно используют в качестве трассы владельцы снегоходов. Накануне наблюдал настоящие гонки.

Впереди меня ждала очередная церковь. Она интересна тем, что ее вход расположен сбоку и ведет не в притвор, а сразу в среднюю часть. И вот я вхожу в нее, предварительно стащив с себя капюшон и шапку. Осматриваюсь. Тут мне бабка-свечница: "Снимите перчатки. Вы все-таки в Храме Божьем". Удивился. Снял. Извинился. Потом спросил у знающих людей, действительно ли надо их снимать. Сказали, что нет.

Дальше у меня по плану был суздальский кремль. К нему я стал пробираться окольными путями, поскольку хотел осмотреть еще несколько церквей. Крепостных стен здесь нет. Остались только Архиерейские палаты, Рождественский собор да дома, стоящие вокруг. Походил по территории и отправился осматривать выставку в Палатах. Всем, кто хочет посетить Суздаль и ограничен во времени, эту выставку пропускать не советую. Прежде всего там можно посмотреть на Крестовую палату, которая играла роль торжественной приемной. Кроме того, здесь располагается экспозиция, рассказывающая об истории Суздаля с древнейших времен, и выставка икон.

Пошел после музея в Рождественский собор. Побродил там и уже собираюсь уходить, как мне говорят, что через несколько минут будет выступать хор. И действительно, перед иконостасом встали пять священнослужителей. Их голоса разной тональности переливались, неслись отдельными ручейками и сливались. Удовольствие получил огромное. 

А впереди меня ждал Музей деревянного зодчества (и тебе, девушка, которая на заднем плане с улыбкой машет в объектив, мой пламенный привет!). Это еще одно место, которое заслуживает внимания. Не припомню, чтобы я видел где-либо нечто подобное. Здесь собрали деревянные строения, возраст которых насчитывает несколько десятков, а то и сотен лет. Тут есть мельницы, дома крестьян - середняка и зажиточного, купеческий дом и даже церковь, которая, к слову, действует. Окунуться в атмосферу прошлых лет в этом месте можно с легкостью. Да к тому же тут работают люди, которые расскажут о народных ремеслах да еще и покажут их.
Особенно мне понравился резчик по дереву, который обучал маленького мальчика умножать на девять. Он сказал вытянуть перед собой все десять пальцев. И говорит, что, допустим, надо умножить девять на три. Так вот на левой руке надо загнуть третий палец, то есть получается, что средний. Таким образом, все пальцы слева от загнутого будут обозначать число десятков, а справа - единиц. Попробуйте. Никогда такого не знал.


А в экспозиции больше всего запомнился дом купца. Точнее одна книжка в нем. Поднимаюсь я там на второй этаж, посмотрел на обстановку, заглядываю в книжный шкаф, а там - один из томов юбилейного издания к столетию Отечественной 
войны 1812 года - "Отечественная война и русское общество". Чем меня это так заинтересовало? Да тем, что за несколько месяцев до поездки мой начальник притащил на работу один из томов этого семитомника (а мы с ним часто обсуждаем книги и различные издания). Так вот он рассказал, что собирал всю серию на протяжении сорока лет, а этот том - последний из недостающих и приобрел он его только что. Разумеется, по приезду из Суздаля я рассказал начальнику об увиденном экспонате.

После Музея деревянного зодчества меня ждали очередные церкви - заброшенные и не очень. Затем прошел мимо центра города, заглянул в Ризоположенский монастырь и пошел смотреть Александровский монастырь, который, как считается, был основан Александром Невским. Собственно, ничего великого: стены под два метра, колокольня и собор. Выхожу. Спросил у проходившей мимо бабули, можно ли дворами пройти к Спасо-Евфимиевому монастырю. Разговорились. Она на чай пригласила. Пришлось отказаться, поскольку программа впереди была насыщенная, а время поджимало. 

Спасо-Евфимиев монастырь меня встретил огромными стенами. Это еще одно место, которое обязательно надо посмотреть в Суздале. Тут располагается не одна экспозиция. Начал с выставки икон. А потом пошел в главный собор монастыря. В то время большая часть его внутренних помещений находилась на реставрации. Зато там, где можно было ходить, сохранились красивые фрески. Один момент мне безумно не понравился: в православном соборе проходила выставка одежды католического духовенства. Потом была еще одна экспозиция в братском корпусе. Но больше всего меня интересовал тюремный корпус. Экспозиция там разделена на две части: тюрьма в царские времена и тюрьма в советские времена. В первой самое интересное - воссоздание обстановки камеры. Кроме того, просто поразила история про одного заключенного монаха по имени Авель, который сделал ряд предсказаний относительно судеб наших императоров. Его за это дело и упекли. И вот в бывшей камере на стене висят портреты царей, а под ними - те самые предсказания. Признаться, мурашки по коже бегали, когда читал. Если интересно, все они есть в Википедии. Вторая часть, посвященная советской эпохе, не менее интересна. Чего
только стоит тот факт, что именно в этой тюрьме содержался фельдмаршал Паулюс. Из интересных экспонатов - распорядок дня заключенного в 1940 году. Подъем в семь, завтраки, обеды и ужины, семь часов работы, послеобеденный отдых да еще и личное время. Порой мне кажется, что моя нынешняя жизнь несколько более тяжела.

К сожалению, времени после тюремного корпуса у меня осталось совсем мало. Я хотел сходить еще в Покровский монастырь, но пришлось возвращаться к автобусной станции. По пути заскочил на почту и отправил открытки. Кроме того, быстренько осмотрел Свято-Васильевский монастырь. 

На автобусе я отправился во Владимир. В принципе можно было бы сразу побежать на электричку до Москвы, но до смерти хотелось есть. Кроме того, надо было отправить еще открытки (да, мне важно, чтобы часть из них была с суздальским штемпелем, а другая часть - с владимирским). И вот уже через пару часиков паровоз вез меня в столицу.

Подробнее о достопримечательностях Суздаля можно почитать на этой странице.    
  


Комментариев нет:

Отправить комментарий