понедельник, 9 февраля 2015 г.

По бывшей империи Тамерлана. Бухара. День первый


Поезд потихоньку удалялся от Ташкента после довольно насыщенного дня. Вообще, узбекские поезда - это загадка, которую мне так и не удалось разгадать за все время пребывания в этой стране. Перемещался я в основном в купейных вагонах. Купить билет даже за пару часов до отправления - не проблема. При этом ни разу не было такого, чтобы хотя бы одно из мест в купе не было знанятым. Люди, должно быть, как-то договариваются с проводниками. У нас в России такое тоже практикуют. Но есть одна загвоздка: на поезд просто так не попадешь. В общем, чудеса в решете.

Еще один интересный момент, отличающий узбекские поезда от российских, заключается в том, что их могут подать аж за пару часов до отправления. Кстати сказать, неплохая особенность, поскольку меня это спасло от превращения в ледышку на вокзале, когда я уезжал из Бухары в Хиву. Но об этом я расскажу в одной из следующих записей. 

Вваливаюсь в купе. Там никого. Жду. Заходят двое мужчин. Познакомились. Впрочем, разговор не особо клеился. Потом они решили поменять купе (см. первый абзац). Потом они вернулись.

А вот третий попутчик (а точнее попутчица) оказался человеком крайне интересным. Настоящее имя я здесь приводить не буду, дабы не нарушать, скажем так, личное пространство. Назовем эту женщину Надеждой. Она личный консультант по разным житейским вопросам. Не подумайте: это не человек, который помогает спасти брак или решить проблемы с бизнесом. В первую очередь Надежда помогает разобраться со своим внутренним "я", изменить взгляд на мир, отношение к нему, к окружающим людям и событиям. Она разработала целый многодневный курс. Причем в разговоре особо подчеркивала, что важно пройти его полностью, поскольку люди порой, чувствуя первые положительные сдвиги, бросают заниматься саморазвитием. А в результате происходит резкий откат назад. Кто-то, читая это наверняка хмыкнет, но для меня тот разговор представлял крайний интерес, поскольку такие вопросы, как внутренний мир и правильный взгляд на вещи, интересовали уже довольно продолжительное время. А тут, к своему удовольствию, обнаружил, что в своих поисках и размышлениях я не одинок. 

Говорили мы чуть ли не до полуночи. Два наших попутчика уже залезли на верхние полки. Утром перекинуться парой слов не удалось, поскольку Надежда вышла посреди ночи в Навои.

А меня ждала Бухара. Точнее не она сама, а станция Каган. Оттуда до Бухары едет маршрутка. Она привезла в самый центр. В этом же районе была гостиница, в которой я забронировал номер. Причем это не просто гостиница. Она занимает здание караван-сарая, который вот уже несколько сотен лет принимает путников. Большая часть интерьеров сохранила свою аутентичность. Особенно понравилась крутая-прекрутая лестница, ведущая на второй этаж, и двери в номер, которые, судя по всему, не менялись ни разу с момента постройки здания. Правда, есть и минус: они двустворчатые с огромной щелью между створками, так что по ночам было довольно холодно спать. Но это мелочи.

Побросав вещи и приняв душ, пошел исследовать город. Вообще, когда я смотрел на карту достопримечательностей, которую составил перед поездкой, у меня возникал прямо-таки животрепещущий вопрос: как я успею осмотреть такое огромное количество мест? К счастью, реальность добавила оптимизма, поскольку все в Бухаре расположено довольно компактно. По сути, можно выделить три главных туристических центра: крепость Арк, площадь Ляби-хауз и архитектурный ансамбль Пои-Калян. Однако сладкое я решил приберечь на потом и отправился осматривать расположенную в стороне от основных достопримечательностей ханаку Файзабад. Предлагаю вам полюбоваться внутренним убранством это сооружения:


Кроме того, меня интересовало медресе Чор-Минор (четыре минарета). Оно является одним из символов Бухары. Сейчас в нем расположился сувенирный магазинчик. 

Как следует все рассмотрев, пошел в центр узенькими улочками к ансамблю Ляби-хауз. Это комплекс из двух медресе и ханаки, стоящих вокруг пруда (хауза). Первым делом направился в медресе Кукельдаш. Оно примечательно тем, что, помимо уже стандартных сувенирных лавок, тут есть довольно интересный музей. Точнее, мне интересна была первая из двух его частей, в которой реконструировали жилую комнату (худжру) ученика медресе. Надо сказать, комната не совсем обычная, поскольку она разделена на две части горизонтальным перекрытием, что встречается в медресе нечасто. Наверх ведет небольшая лесенка. На импровизированном втором этаже все покрыто коврами. И именно тут работал и спал обитатель комнаты. Внизу - очаг.
А прямо посередине перекрытия небольшой дымоход, имеющий форму куба с одной отсутствующей боковой гранью. Этот куб покрывался ковром, а также служил в качестве столика. Зачем же в нем проделывалось отверстие? Как я уже сказал, это дымоход. Но он не совсем прост. Очаг под ним предназначен не для разогрева пищи (таковой вделывался в одну из стен худжры), а для поджигания благовоний. Запах от них наполнял через отверствие комнату. Кроме того, обитатель худжры холодными вечерами мог протянуть в него ноги, покрыть их ковром и тем самым согреться. Обо всем этом мне поведала смотрительница музея. Вторая часть экспозиции для меня была не столь интересна. Она посвящена писателю Садриддину Айни. Между прочим, лауреату Сталинской премии. Он учился в медресе Кукельдаш.
Я, правда, с его произведениями не знаком, так что оценить, насколько важной является его фигура, а соответственно и экспозиция, ему посвященная, никак не смог. Уж простите, почитатели его творчества, мои пробелы в знаниях. В остальном медресе Кукельдаш - это опять же большой рынок сувениров. Равно как и его собрат по ансамблю Ляби-хауз медресе Диван-Беги.

А вот ханака (тоже, кстати, построенная Надиром Диван-Беги) была куда интереснее. В ней находится небольшой музейчик. Кроме того, внимание привлекало оформление киблы. 

Поболтавшись там минут пятнадцать, пошел смотреть на синагогу. Ну не мог я этого пропустить. Выражение "бухарские евреи" является для меня столь же идиоматическим, сколь, например, "русская водка". Синагога оказалась довольно интересной. Внешне и не скажешь, что здесь молятся: обычный дом с воротами в сплошном ряду таких же домов с воротами. Особое предназначение этого строения выдает только маленькая табличка. Но все меняется внутри. С улицы попал во дворик.
Там была пара людей. Увидев меня, один из них подозвал, видимо, своего сына и сказал ему все показать. Так что мне даже устроили небольшую экскурсию. По сути, здесь две синагоги: одна для молитв в обычные дни, другая, более богато украшенная - в праздничные. В синагоге я был в первый раз. И все это время меня не покидало ощущение какого-то бедлама. Привык я, что входишь в храм, а там все - язык не поворачивается сказать "параллельно-перпендикулярно" - по канонам, чистенько. Тут же какие-то скатерти, какие-то книги, бутылки, тряпки, посуда и еще куча подобного барахла.

После синагоги пошел через крытый рынок Токи-Саррофон, где раньше обменивали монеты, а теперь, как и везде, торгуют сувенирами, в сторону мечети Магоки-Аттари. Википедия приводит по поводу нее такой интересный факт (чередование "а" и "о" в узбекских словах осталось для меня такой же загадкой, как и узбекские поезда):

Считается, что до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами. Эта мечеть называлась "Магаки-и Аттари", что означает "Мечеть в яме". По одной версии, евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой, евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Этим можно объяснить обычай, существующий у бухарских евреев, заканчивать утреннюю молитву словами "Шалом алейхем" (Мир вам). Этот обычай отсутствует у европейских евреев.

Если говорить о достоверных фактах, то это одна из двух "подземных" мечетей Бухары: с момента постройки в X в. она стала зарастать культурным слоем, который сняли советские археологи лишь в 30-х годах XX в. И действительно, мечеть стоит на несколько метров ниже окружающих ее построек. Сейчас там музей ковров. До сих пор жалею отданных денег, поскольку ничего в коврах не понимаю да к тому же не очень их люблю из-за "способности" собирать пыль и грязь лучше, чем любой пылесос.

Посмотрев на ковры, вышел и направился на запад в сторону ансамбля Ходжа-Гаукушан, состоящего из медресе и мечети, которые, похоже, заброшены и закрыты для широкой публики, но, наряду со многими другими зданиями центра Бухары, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. После этого направился дальше на запад к медресе Мулло-Турсунжон, а оттуда пошел обратно, попутно бросив взгляд на вторую "подземную" мечеть Магоки-Курпа и побродив между рядов (опять же с сувенирами) рынка Тельпак-Фурушон, где раньше торговали шапками и украшениями. 

Опять встал насущный вопрос пропитания, о чем уже ранее писал. Свернул в какой-то глухой переулок в надежде найти там кафе, куда ходят местные жители. И мне почти повезло. Пройдя метров триста, я наткнулся на дом. Он был очень похож на заброшенный, однако на нем висела вывеска "Чайхона", а рядом со входом сидел старик, которому на вид было никак не меньше девяноста лет, в национальном халате. Я у него спрашиваю, можно ли тут поесть. А он мне отвечает, что нет: здесь только чай пьют. Голод меня толкал идти дальше, и я пошел. Но, черт побери, сейчас сильно жалею, что тогда не плюнул на свое брюхо и не стал гонять чаи в настоящей чайхоне. 

А между тем, поиски общепита продолжались. Совсем уже отчаявшись, я прикидывал, что мой обед (а завтрака у меня не было) будет состоять из пары яблок, оставшихся от тех, что купил еще в Ташкенте. Печально брел я в сторону своего отеля. И тут - эврика! - пекарня, в которой продают самсу. Рядом - продуктовый магазин. Уже через пятнадцать минут жизнь стала налаживаться. И можно было бы продолжать исследовать Бухару, но, как только желудок оказался полным, организм, исходивший и изъездивший накануне Ташкент вдоль и поперек, а затем изнуренный не очень комфортной - да к тому же с недосыпом - ночью в поезде, настоятельно потребовал, чтобы его привели в горизонтальное положение и накрыли чем-нибудь теплым. Противиться не стал, так что через десять минут уже мирно спал у себя в номере.

Где-то через три часа открыл глаза. На улице было еще совсем светло. Первая мысль: весь остаток дня отдыхать и смотреть телевизор. Вторая: не заниматься чепухой и идти исследовать дальше. Третья: ко второй мысли душа больше лежит. Так что пошел, предварительно сверившись со своей картой достопримечательностей. Крепость Арк и ансамбль Пои-Калян решил отложить до следующего дня, а вечер этого посвятить осмотру достопримечательностей за пределами "туристической резервации". Не сказать, чтобы они находились на окраинах Бухары, но и к центральным районам города их тоже не припишешь. Первым на моем пути было медресе Гозиен. Идти туда надо через узенькие второстепенные улочки. И признаться, эта прогулка мне совсем не понравилась. Именно она оставила очень тягостное впечатление от Бухары, поскольку вокруг чувствовалась бедность. Меня потом родные и знакомые спрашивали, в чем она выражается. Я смог ответить лишь, что не было каких-то конкретных признаков - ей просто веяло отовсюду. И посреди этой бедности стоит то самое медресе Гозиен. Заброшенное, напоминающее о былых, возможно, лучших временах.

А мой путь постепенно уводил меня от центра. Шел к мечети Намазгох. На самом деле это не совсем мечеть в привычном для нас смысле слова. Это сооружение без внутреннего помещения. Но здесь так же, как и в мечети, можно совершать намаз. Можно было. Сейчас это здание заброшено и изрисовано вандалами. Меня оно интересовало по одной причине: именно с порога этой мечети Чингисхан, захвативший в 1220 году Бухару, объявил: "Не погрязли бы вы в грехах, не послал бы вам Бог такое наказание, как я". Сам факт того, что я ходил там, где некогда ходил этот великий завоеватель, теперь греет мне душу. 

Дальше мне хотелось посмотреть на парочку медресе, стоящих друг напротив друга: Валидаи Абдулазиз-хана и Джуиборий Калон. Это был тот редкий случай, когда медресе выполняют свою первостепенную функцию, то есть здесь идет обучение детей, о чем я узнал от одной из учениц. Причем заведения здесь явно закрытого типа: постороннему попасть на их территорию нельзя. Пришлось довольствоваться внешним убранством. А после отправился искать комплекс Халифа Худойдод. Если верить карте, то он затерялся где-то среди бухарских переулков. И о них небольшое отступление.

До поездки многие мне говорили, что в Узбекистане меня обязательно убьют/ограбят/сделают рабом или еще что-нибудь в этом роде. Теперь со всей ответственностью могу заявить, что уровень преступности в стране либо такой же, как в России, либо ниже. По крайней мере, я шатался по таким местам, где сам себя с большим удовольствием ограбил бы или избил. Однако все, с чем сталкивался, - несколько удивленные взгляды местных жителей, поскольку туристы, видимо, нечасто выбираются к ним из центральных районов города.

А комплекс Халифа Худойдод я так и не нашел. Когда я пришел к точке, где он вроде как должен был быть, его там не оказалось. Пришлось возвращаться ни с чем. Зато увидел парочку раритетов: советский автомат по продаже газировки (нерабочий) и советский же тир (работающий, но закрытый ввиду позднего часа) в виде вагончика на колесах.  

А впереди меня ждала мечеть Балянд. К счастью, ее поиски проходили куда легче и увенчались успехом. Симпатичная квартальная мечеть, возраст которой примерно пятьсот лет, с красивыми деревянными колоннами. От нее пошел к кош-медресе, то есть ансамблю из двух величественных медресе, стоящих друг напротив друга. Одно было закрыто. А вот в другое можно было войти.
В худжрах разместились мастерские ремесленников, что было понятно по оставленным без присмотра инструментам. Медресе двухэтажное. На второй хотелось пробраться, однако это сделать не удалось из-за того, что ход туда преграждала дверь с висящим на ней замком.

Между делом я наткнулся на небольшой рыночек и там закупился фруктами. Еще мне на глаза попались играющие в шашки. На самом деле это не такое уж и частое зрелище, как можно было бы ожидать в восточной стране, так что постоял и с интересом понаблюдал

От кош-медресе мой путь лежал к Парку Саманидов. Там меня интересовал одноименный мавзолей IX века, в котором есть три захоронения. Считается, что одно из них принадлежит основателю династии. Впрочем, вопрос этот спорный. Как и многие другие архитектурные памятники в Узбекистане, этот мавзолей был обнаружен только в XX веке, отчищен от культурного слоя и отреставрирован. Особенностью мавзолея является его сложнейшая кирпичная кладка, благодаря которой каждая его стена выглядит так, будто она является результатом тончайшей работы скульптора. 

До мавзолея зашел на "Аллею памяти" погибших в Великой Отечественной войне узбеков. Она была сооружена относительно недавно: в марте-апреле 2006 года. В конце аллеи стоит скульптура Матери, а по бокам - стены, на которых закреплены огромные импровизированные "книги" с несколькими металлическими "листами". На каждом таком листе выгравированы десятки имен павших. Зрелище, признаться, впечатляющее.

Но вот уже я дошел до мавзолея Саманидов. А рядом с ним находятся старенькие советские аттракционы. И прошел бы я мимо них, если бы там не стояло чертово колесо. Возможности покататься на нем я упустить просто не мог, так что забрался в кабинку с облупившейся краской и уже через пару минут обозревал вечернюю Бухару. 

А оттуда направился смотреть мавзолей Чашма-Аюб. По легенде, здесь проходил ветхозаветный пророк Иов. Местные жители, страдавшие из-за сильнейшей засухи, обратились к нему с мольбами о помощи. Тот стукнул своим посохом, и тут же из земли забил источник. Правда это или нет, мы, наверное, никогда не узнаем. Вместе с тем, мавзолей Чашма-Аюб является культовым местом как для мусульман, так и для христиан.

Завершить культурную программу я решил посещением мечети Боло-Хауз. Она находится через улицу от крепости Арк. Как, может быть, вы догадались, рядом с мечетью находится пруд (хауз). Помимо великолепной архитектуры, это место примечательно тем, что здесь молились бухарские эмиры. 

Рядом с мечетью находится водонапорная башня Шухова. Да-да, сестра шуховской башни, расположенной неподалеку от станции метро Шаболовская. В интернете прочили, что там будет смотровая площадка. И действительно, наверх ведет винтовая лестница. Только подняться по ней мне не удалось ни в этот день, ни на следующий, поскольку путь преграждала закрытая дверь.

А я потихоньку возвращался к себе в гостиницу. На город постепенно начинала опускаться темнота. Я прошел мимо крепости Арк, затем вдоль торговых рядов пошел к ансамблю Пои-Калян. Предлагаю вам насладиться вечерними видами последнего:


Спустя примерно пятнадцать минут уже был в своем номере. Впереди меня ждал не менее замечательный день.

Подробнее о достопримечательностях Бухары можно почитать на этой странице. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий