понедельник, 2 марта 2015 г.

В поисках Труворова креста в Изборске и последний день в Пскове


Прошедший день в Пскове выдался нелегким. Утро было не намного легче. Встать пришлось в районе шести. На улице еще было темно. Соседи по комнате в хостеле спали без задних ног. А меня ждал Изборск.

Собравшись, побрел на автостанцию. Автобус привез меня на место примерно через час. Оттуда пешком отправился к тому, что меня интересовало в первую очередь: к крепости. Точнее, ко второй из двух. Первая находилась в нескольких километрах от нынешней. О ней расскажу чуть позже. Что касается интересовавшей меня, то она строилась в XIV веке и была деревянной. Столетием позже здесь возвели каменные стены и башни. Крепость долгое время защищала российскую западную границу. Но с расширением территории нашего государства она утратила свое значение и была заброшена. Еще несколько лет крепость стояла полуразваленной. А недавно ее отреставрировали.

Я подходил, солнышко поднималось, под стенами потихоньку стали собираться торговцы сувенирами. По захабу пошел ко входу. Туристов - никого. Только какая-то старушка шла в одном со мной направлении. В землю были вбиты круглые камни. По ним здоровому-то человеку неудобно идти, а тут бабуля с клюкой. Догоняю ее, а она уже мне в спину кричит, просит помочь. Я разворачиваюсь. Боже, что это была за старуха! Сгорбленная, сморщенная, с бесцветными туманными глазами. Но и это еще не все. Я посмотрел на ее руку - ту, что не была занята клюкой. Два пальца - средний и безымянный - переломаны под прямым углом и не двигаются. Идем с ней. Она знай себе ругается на брусчатку. Ругается, да без мата и грязи. 

Провел я ее за ворота. Там уже обычная земля. Встали, разговорились. Старушка мне рассказала, что собирает милостыню. А как соберет - отвозит в какой-то храм. Что ж, сделал свой небольшой вклад в ее дело. Еще мне запомнилось, как она сказала в ходе беседы: "Сталина-то отравили". "Отравили, Вы говорите?" - переспрашиваю я. "Да, отравили", - отвечает. Не в первый раз я такое слышу. И что-то подсказывает, что все это далеко не домыслы.

Распрощался я с бабушкой. Она пошла в расположенный на территории Изборской крепости Никольский собор, а я, впечатленный до глубины души от встречи с ней, отправился осматривать башни и гулять по стенам. На них можно подняться. Оттуда открывается довольно неплохой вид на Изборск. Зашел и внутрь одной из башен. Там куча бойниц. Жаль только, что нет никакой лестницы, чтобы подняться и посмотреть. Обошел крепость по периметру. Зашел в Никольский собор. А там как раз служба идет. И та самая бабушка среди других прихожан стоит. Походил, посмотрел, послушал и пошел осматривать крепость уже с внешней стороны.

Под одной из стен нашел памятник, на котором было написано: "На сем месте покоятся воины. Убиты в 1657 г.". Вероятно, речь идет о жертвах русско-польской войны 1654-1667 гг. Рядом с памятником стоял стеклянный стакан. В нем - жидкость светло-коричневого цвета. А на нем - кусочек хлеба. Приятно, что память наших воинов - пусть и погибших несколько веков назад - до сих пор чтится. 

Между тем, мой путь лежал к Словенским ключам. Это двенадцать источников, бьющих прямо из земли. Вода из них сливается в небольшой естественный резервуарчик и, переливаясь через его край, бежит в расположенное в паре десятков метров Городищенское озеро. Источники считаются святыми. Воду из них можно пить. И, как это у нас всегда бывает - я это не очень люблю - народ толпами валит с пяти- и девятнадцатилитровыми баклажками и затаривается впрок. Зачерпнул ладошками воды и попил - чтоб отметиться. Всякий раз, как пью в подобных местах, вспоминаю этот прекрасный отрывок из Ветхого Завета:

Он (Гедеон) привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. 
И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду.
(Книга Судей 7:5,6)


Попив, пошел смотреть на уток и лебедей на Городищенском озере. Жаль, у меня с собой не было хлеба, чтобы их можно было покормить.

Впереди меня ждала прогулка по кладбищу. Оно находится в двухстах метрах по прямой от Словенских ключей. На деле рельеф местности таков, что пешком приходится делать целый километр, а то и больше. И зачем, - спросите вы, - нелегкая понесла меня туда? Отвечаю. В самом конце кладбища находится так называемый Труворов крест. В "Повести временных лет" говорится, что Трувор (помните, это тот, что приплыл по приглашению славян вместе с Рюриком и Синеусом) правил в Изборске. И вот на его могиле (по крайней мере, считается, что именно в этом месте он похоронен) установлен двухметровый крест, датируемый XIV-XV вв. Естественно, я брезговать не стал и прямо на его фоне сфотографировался. Да простят меня люди, которые верят во всякие приметы и, в частности, в то, что на кладбище снимать нельзя. 

Что интересно, рядом с крестом находятся относительно недавние могилы. Многие из них относятся к концу прошлого столетия. Впрочем, есть и датируемые началом двадцатого века и даже концом девятнадцатого.

Рядом с кладбищем находится Труворово городище. Помните, я в начале этой записи обещал рассказать о первой изборской крепости? Вот о ней сейчас и пойдет речь. Именно тут эта крепость раньше и находилась. Сейчас здесь располагается только пустырь. На нем церковь Николая Чудотворца, а неподалеку реконструкция ворот деревянной крепости. Но раньше здесь была крепость. Я как следует там погулял, порядком замерз из-за пронизывающего и порывистого ветра и пошел к автостанции.

На обратном пути в глаза бросились музейные здания. Естественно, их я пропустить не мог. Подробнее об экспозициях можно почитать на этой странице.

Между делом зашел в магазинчик, посетовал продавщице, что нашим туристам турции и египты подавай да комфорта побольше, а вот самостоятельные путешествия у нас не особо популярны.

На этом поездка в Изборск подошла к концу. Я сел на автобус и вернулся в Псков. Там был еще засветло, но уже, кроме магазина, больше никуда не ходил. Так что приступлю к рассказу о последнем дне в этом замечательном городе.

Я уже говорил, что этот день я собирался посвятить тем достопримечательностям, которые не работают по строгому графику. И первым на моем пути был памятник Пушкину и его няне, затем здания Псковского кадетского корпуса и театра, а также несколько церквей. Еще меня интересовал дом вице-губернатора. Это здание, помимо архитектуры, примечательно еще и своей историей. В нем жила революционерка Софья Перовская, которая участвовала в подготовке нескольких покушений на императора Александра II. После революции дом, судя по всему, разделили на несколько квартир. В них и по сей день живут люди. Только их быту не позавидуешь: облезлые стены, покосившиеся лестницы, да и вообще возникает ощущение, что дом вот-вот рухнет.

А мой путь после этого лежал через мост над рекой Великой. На той стороне был храм Успения у Парома. А с моста открывался просто потрясающий вид на кремль. Церковь вместе с тем разочаровала. Она была построена аж в начале XVI века, и я ожидал, что аура там будет соответствующая. Однако ее там не оказалось.

Практически все, что хотелось осмотреть, я осмотрел. До поезда оставалось еще довольно много времени, поэтому пару часов убил в местной кофейне. 

Завершить свое путешествие в Псков я планировал подробным осмотром железнодорожного вокзала. По приезду это сделать не удалось поскольку было еще темно. Так что хотелось восполнить упущенное. А интересен вокзал тем, что именно здесь Николай II подписал отречение от престола. И я даже нашел соответствующую памятную табличку. 

Между тем, подходило время садиться в поезд. Как обычно, забрался на свою любимую верхнюю полку. Впереди был рабочий день.   


Комментариев нет:

Отправить комментарий