суббота, 23 мая 2015 г.

По бывшей империи Тамерлана. Хива. День третий и четвертый

Рядом с минаретом Кальта
До того как я начал путешествовать самостоятельно, а не с турфирмами, мне всегда казалось, что главная неприятность, которая может застигнуть туриста, это многодневный дождь во время пляжного отдыха. Теперь могу сказать, что это далеко не фатально. В конце концов, можно занять себя, например, экскурсиями или пустой болтовней с друзьями по несчастью в одном из баров отеля. Куда более серьезной является ситуация, когда вы едете в то или иное место с расчетом на один температурный режим, а оказываетесь в какой-то момент в совершенно ином. Именно так произошло со мной в Хиве. 
На пустых уличах Ичан-Калы обнаружил верблюда. Холод его явно не смущал

До этого погода мне преподнесла сюрприз в виде ливня в Бухаре. Было неприятно, холодно, но терпимо. Затем была пара дней в Хиве, которые прошли под знаком очень солнечной и в то же время прохладной погоды. Все изменилось на третий день. Я проснулся от холода. Здесь хочется сделать небольшое выступление.

Еще когда я ехал в поезде из Ташкента в Бухару, моя попутчица произнесла примерно такую фразу: "Вот, взяла с собой кофту, а то в тех районах сегодня может быть плюс пятнадцать, а завтра - минус десять". Тогда я особо не обратил внимание на эти слова. Да и показались они мне не очень-то реальными. Но женщина оказалась права.

Итак, проснулся я от холода. Отопление, разумеется, не работало. Одеяло спасало, но, когда вылезал из-под него, становилось невыносимо. Планшет показывал, что на улице минус один. Кое-как переполз в ванную и включил горячий душ. К счастью, удалось согреться, да и пар от воды создал приятный микроклимат. Впрочем, ненадолго.
У входа в мавзолей Саида Аллауддина

Пошел завтракать. Пока спускался со второго этажа гостевого дома, где находилась моя комната, на первый в столовую, успел опять замерзнуть.

Тут стоит отметить, что я никак не рассчитывал на такие капризы погоды, поэтому из теплых вещей взял с собой только толстовку и легкую куртку, которую обычно надеваю, когда температура на улице находится между десятью и двадцатью тепла. В общем, для минус одного все это не подходило совсем. Но деваться было некуда. Мне оставалось посмотреть немало достопримечательностей в Хиве, а время погодные условия в расчет, как вы понимаете, не принимает.

Позавтракав, я быстро собрался и пошел смотреть мавзолей исламского ученого Саида Аллауддина. Это небольшое здание, ничем не примечательное внешне. И в то же время оно является одним из старейших в Хиве: его возвели в XIV веке. Внутри две комнаты. В одной находится саркофаг, и попасть туда невозможно из-за перегородки. Другая предназначена для паломников. 
Внутри мавзоля Саида Аллауддина

Начнем с того, что мавзолей мне понравился прежде всего работавшим внутри обогревателем: за десять минут на улице я успел сильно замерзнуть. Что касается внутренней отделки, то там была только побелка. Из интересного - саркофаг, покрытый причудливыми узорами. В молельном зале сидел старик (на фотографии может показаться, что это восковая фигура). Я поболтался некоторое время внутри, чуть-чуть отогрелся, а когда собрался уходить, в мавзолей зашла большая группа людей, в основном женщин. С собой они несли новорожденного, вероятно, для совершения некоего религиозного обряда. Какого - даже представить не могу. Задерживаться и выяснять я не стал, поскольку, как мне представлялось, процедура предстояла довольно интимная и мое присутствие на ней было бы нежелательным.

Выйдя из мавзолея, я направился к медресе Мухаммеда Амин-хана. Построенное в середине XIX века, оно стало самым большим духовным учебным заведением Средней Азии. Сейчас в нем находится один из дорогих отелей Хивы. Рядом с медресе стоит тот самый знаменитый минарет Кальта. Я уже писал о нем в одной из предыдущих записей: "Его строительство началось в середине XIX века. Высота будущего сооружения должна была достигать, по некоторым данным, ста десяти метров. Однако после убийства в 1855 году тогдашнего правителя Хивы Мухаммеда Амин-хана строительство было приостановлено. Навсегда. Так что с тех пор минарет так и стоит на радость туристам". Кроме того, я нашел еще один любопытный факт, в достоверности которого, впрочем, есть основания сомневаться. Дело в том, что строительство стоящего рядом медресе осуществлялось жителями города на бесплатной основе. Естественно, им такое положение вещей не нравилось, и в какой-то момент в Хиве поднялось восстание. Бунт подавили. А к тому моменту как раз пришло время закладывать минарет. В итоге главаря завернули живьем в шкуру, положили в фундамент будущего сооружения, а сверху накрыли плитой. Так что, вероятно, останки несчастного до сих пор покоятся под сооружением.

Минарет Кальта и медресе Мухаммеда Амин-хана
Я заметил, что со второго этажа медресе к минарету протянута небольшая лесенка. К сожалению, служащий отеля сказал, что попасть туда не удастся. 

Рядом с медресе и минаретом находится дворец Куня-Арк. Когда-то он был одной из ханских резиденций. Причем слово "дворец" в данном случае не очень правильное, поскольку это сооружение представляет собой крепость, одна из стен которой является частью крепости Ичан-Кала. Соответственно, она и три другие образуют прямоугольник. Здесь есть внутренний двор, собственно дворец, мечеть, а также ряд других помещений.
У ворот, ведущих во дворец Куня-Арк

Во дворе находится колодец Хейвак. По преданию, его приказал выкопать сын Ноя Сим, после чего вокруг началось строительство города. Кстати, Хива в древности называлась именно Хейвак. Не уверен, что на сделанной мной фотографии тот самый колодец, но других во дворце Куня-Арк я больше не видел.

Не обнаружив во внутреннем дворе больше ничего интересного, я пошел осматривать помещения. Первым оказался тронный зал. Рядом с ним стояла группа туристов с экскурсоводом, что меня немало удивило: в такой холод улицы Хивы были почти пустыми, и только торговцы сувенирами вносили на них некоторое оживление. Экскурсовод говорил по-русски, так что мне удалось узнать парочку любопытных фактов о тронном зале. Обратите внимание: на фотографии можно рассмотреть две небольшие лесенки. Одна шире, другая уже. Это не просто так. По словам экскурсовода, по широкой мог подниматься только правитель, тогда как узкая предназначалась для всех остальных. 
Вероятно, это и есть колодец Хейвак

Сам тронный зал выглядит несколько непривычно для россиян, особенно для тех из них, кто бывал в Эрмитаже Санкт-Петербурга, а уж тем более Екатерининском дворце города Пушкина. Я бы даже сказал, что, по сравнению с нашими царями, хивинские правители были прямо-таки аскетами. Тем не менее, если приглядеться, то можно увидеть, что стены тронного зала покрыты красивой резьбой, а из помещения можно выйти через деревянную дверь, которая, как я писал ранее, свидетельствует о богатстве хозяина.

Еще один подслушанный мной у экскурсовода любопытный факт гласит, будто правитель Хивы, принимая посетителей в тронном зале, не мог лгать и обманывать. Причина очень простая: в одной из ниш в стене напротив трона стоял Коран. А грешить, глядя на священную книгу, - дело совсем уж непристойное.
Вход в тронный зал дворца Куня-Арк. Лестница побольше
предназначалась для хана, поменьше - для всех остальных

Выйдя из тронного зала, я пошел смотреть главный бастион крепости Ичан-Кала, расположенный как раз во дворце Куня-Арк. Он куда выше всех остальных и раньше служил наблюдательным пунктом. А сейчас здесь оборудовали, наряду с минаретами Ислам-Ходжа и Джума, смотровую площадку, куда можно подняться за дополнительную плату. В такой холод желающих сделать это нашлось немного - всего около пяти человек, включая меня. Конечно, вид оттуда не столь завораживающий, как с минаретов, но тоже ничего. Из плюсов - возможность укрыться от пронизывающего ледяного ветра. 

Становилось совсем холодно. Тело сотрясала дрожь, руки не слушались. Мне срочно надо было согреться. К счастью, такая возможность вскоре представилась.

В тронном зале дворца Куня-Арк

Спустившись, я пошел осматривать крепость Куня-Арк дальше. Прошел мимо красиво отделанной мечети и оказался в небольшом дворике. Там увидел вход в музей. Он состоял из одного помещения, в котором была реконструирована обстановка монетного двора времен хивинских ханов, а также представлено небольшое количество узбекских монет. Но в тот момент, пожалуй, главным достоинством этого места для меня стал работавший обогреватель. Его было явно недостаточно, чтобы отопить на должном уровне помещение. Но все же здесь было куда лучше, нежели на улице. 
Рядом с главным бастионом крепости Ичан-Кала

Отогревшись, я вернулся во двор и уже собирался было уходить, как обнаружил маленькую дверцу. Оказалось, что за ней находится еще один музей, в котором были собраны различные археологические находки, а также разного рода изобретения узбеков и механизмы, применяемые в быту.

На этом мое знакомство с дворцом Куня-Арк подошло к концу, и я отправился к стоящему напротив него медресе Мухаммеда Рахим-хана, построенному в 1871 году. Как гласила табличка на входе, внутри располагался музей истории. На практике он оказался собранием разных вещей, принадлежащих зачастую разным эпохам. Проследить историю Хивы по экспозиции было невозможно. 
Медресе Мухаммеда Рахим-хана

Вообще, все выставки в городе были несколько сумбурными, непривычными для посетителя российских музеев, в большинстве из которых систематизация представленных предметов находится на очень высоком уровне.

Дальше мне хотелось посмотреть дворец Нурулабай. Хотя, если честно, промерзшее насквозь тело противилось как только могло. Дело в том, что это летняя резиденция хивинских ханов, а потому расположена она не в шумной и пыльной крепости Ичан-Кала, а к северо-западу от нее. Идти туда не так далеко, чуть больше полукилометра. Но прогулка на морозе превратилась в настоящую пытку. К тому же впереди ждало разочарование: резиденция оказалась на реставрации, а идти в стоящий рядом музей у меня к тому моменту не было никакого желания. Так что пришлось возвращаться в крепость Ичан-Кала. Времени было не так много, но я для себя решил, что на сегодня культурной программы с меня хватит. Да и голод стал потихоньку о себе напоминать. Отправился на рынок в поисках кафе. Одно такое нашел. Заказанные шашлык и чай очень быстро остыли, так что особого удовольствия от еды я не получил. 

На хивинском рынке

Кстати, как вы можете видеть, я опубликовал несколько фотографий с хивинского рынка. Это типичный для советских времен базар, дополненный местным колоритом. Многие люди ходят в национальных халатах, многие не особо обращают внимание на свой внешний вид, в связи с чем я в своей куртке, которую по-хорошему давно надо было бы выкинуть, выглядел на общем фоне не особо выделяющимся. На одной из фотографий видно, как от чана идет дым. Это жарят рыбу, как у нас сказали бы, во фритюре: наливают большое количество масла, разогревают до кипения и бросают туда рыбешки небольшого размера. Покупать не стал. Побрезговал. Еще меня удивила странная морковь. Ее тоже можно найти на одной из фотографий. В отличие от обычной оранжевой, эта была бледно-желтой. Уже дома мне сказали, что якобы у такой моркови очень малое содержание витамина А, но это неправда. Просто речь идет о совершенно ином сорте нежели тот, к которому привыкли мы. 
Троллейбус, который ходит между Хивой и Ургенчем
Поев, я пошел купить большую банку желтого боярышника - очень уж он мне понравился, а после вернулся в гостиницу, где забрался под одеяло прямо в одежде и до самой ночи лежал и смотрел телевизор.

Хива мне так понравилась, что, пока была хорошая погода, я думал остаться здесь на четыре дня. Это позволило бы мне спокойно гулять по улочкам, а не бегать галопом по достопримечательностям, найти приличный ресторанчик, пообщаться с местными жителями. Но когда ударил мороз, я решил, что задерживаться так надолго не имеет никакого смысла. Посмотреть мне оставалось не так много, и в основном это были не самые значительные достопримечательности. Поезд на Самарканд отправлялся во второй половине дня, так что мне с лихвой хватило бы на них времени.

Так и поступил. Проснувшись утром, позавтракав, я быстро пробежался по Хиве, посмотрел и сфотографировал все, что не успел ранее, и пошел к троллейбусу. Там разговорился с местным пареньком, который ехал на учебу в институт. Русский он практически не знал, так что беседовали по-английски. Мой собеседник поведал мне в двух словах о системе образования в Узбекистане. Оказалось, что каждый ребенок в обязательном порядке заканчивает школу, а затем техникум или училище, после чего при желании может поступать в вуз. Мой попутчик изучал в институте английский и немецкий языки. С первым у него было неплохо, а вот второй сильно хромал. Пока ехали, я помог ему сделать домашнее задание.

Троллейбус домчал меня до рынка Ургенча. Там я купил самсы в дорогу, сел на автобус до вокзала и уже вскоре залез в поезд. Впереди меня ждал Самарканд.


Комментариев нет:

Отправить комментарий