суббота, 4 июля 2015 г.

Огней так много золотых... Саратов. День третий и четвертый

У монумента "Журавли" в Парке Победы
Если вы читали запись про мой первый день в Саратове, то, наверное, помните, что мне не удалось посетить ни одного музея, поскольку тогда отмечался День России. После этого я ездил в Энгельс. И только третий день позволил начать восполнять пробелы. 

Позавтракав в хостеле, сразу же пошел в этнографический музей. Как несложно понять из названия, он посвящен народам, проживающим на территории Саратовской области. Вместе с тем, есть у этого музея несколько особенностей, которые не относятся собственно к экспозиции. Начнем с самого здания. Оно было построено на рубеже XIX-XX вв. и является прекрасным образцом русской эклектики, не лишенном в то же время некоторых черт популярного в то время модерна. Вторая особенность заключается в том, что в этом доме снимали квартиру мать и сестры Ленина. А если у нас то или иное место было связано с именем вождя революции, то оно тут же превращалось в музей, или заповедник, или еще что-нибудь в этом роде. Не обошла такая судьба и это здание: до 1993 года здесь размещалась выставка, посвященная Владимиру Ильичу. А после его заняла нынешняя экспозиция.
В Этнографическом музее

К сожалению, состояние здания внутри оставляет желать лучшего. Как мне сказал один из музейных работников, руководство давно пытается выбить деньги на ремонт, однако пока безуспешно. Видимо, этим и объясняется одна из драконовских мер, применяемых к туристам. Такого я не встречал больше нигде. В отличие от других музеев, где фотосъемка входит в стоимость посещения экспозиции или билет на нее приобретается за относительно небольшую доплату, здесь брали, если мне не изменяет память, по пятьдесят рублей за каждый кадр. Я заплатил за вход и сделал десять снимков, так что посещение саратовского этнографического музея мне обошлось примерно в полтора раза больше, чем туристу Эрмитаж Санкт-Петербурга. Причем в последнем случае, напомню, внутри можно сделать хоть тысячу, хоть две фотографий. Это, с одной стороны, перегиб, а с другой, билеты в большинство провинциальных музеев стоят, прямо скажем, копейки, что, конечно, приятно для посетителей, но никоим образом не способствует хоть какой-нибудь окупаемости выставок. Я как-то обсуждал эту проблему с коллегой по работе, и та, к сожалению для меня, справедливо заметила, что резкое повышение цен отпугнет и без того редких посетителей, особенно если речь идет, например, о краеведческих музеях в деревнях.
Музей Чернышевского. Над портретом написано: "...Чернышевский
был... революционным демократом. Он умел влиять на все
политические события его эпохи в революционном духе,
проводя - через препоны и рогатки цензуры - идею
крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение
всех старых властей". Как нетрудно догадаться, фраза принадлежит Ленину

Осмотрев выставку и поговорив об экспозиции с одной из хранительниц, очень милой девушкой, которая испытывала неприкрытый дискомфорт из-за того, что я ей только что отдал пятьсот с лишним рублей, я направился в музей Чернышевского. Значительная часть пути пролегает по одноименной улице, которая тянется вдоль Волги. Метров за триста до цели меня окликает прохожий и спрашивает, где тут находится музей Федина (он располагается примерно в трехстах метрах от музея Чернышевского). У меня, разумеется, в руках планшет с картой достопримечательностей Саратова и Энгельса. Можно было бы просто показать на ней, но дело в том, что я уже видел искомое здание и оно является довольно непримечательным. Так что слово за слово, и вот я уже сижу на переднем сидении автомобиля и показываю дорогу - турист туристу. Проехать, впрочем, надо было всего ничего. Получив порцию благодарностей (а как следствие, улучшенного настроения) и попрощавшись, я взял курс на музей Чернышевского.

Здание музея Чернышевского и усадьба, в которой писатель жил до семнадцати лет

К сожалению, его экспозиция оказалась самой скучной из тех, что я видел в Саратове. Впрочем, я не удивился. Открою маленький секрет: в школе так и не смог дочитать "Что делать?". По уровню занудства этот роман стоял у меня на первом месте. Но с тех пор прошло много лет, и я думал, что, возможно, посещение музея, посвященного автору, сподвигнет меня перечитать самое известное из его произведений. Не сподвигло. Почитать подробнее об экспозиции вы можете на этой странице.
Памятник студенту

Мне очень хотелось посмотреть на памятник студенту, установленный во дворе местного социально-экономического университета. Запечатлели беднягу за подготовкой к экзамену. Между тем по пути я совершенно случайно увидел минарет - где-то в переулке была мечеть, не отмеченная у меня на карте достопримечательностей. Она оказалась довольно большой: два этажа, библиотека, огромный молельный зал. Надолго задерживаться там не стал. Уже минут через десять был у памятника студенту, а оттуда направился к Покровской церкви. Ее построили в конце XIX века, при советской власти там размещалось общежитие, а стоявшую рядом колокольню взорвали. Сейчас все восстановлено. Кроме того, тут же находится небольшой парк, в котором прогуливаются в основном молодые мамы с детьми. Да и в целом народу на территории храмового комплекса было видимо-невидимо. Рядом с церковью - двухэтажное здание православной классической гимназии.
Покровская церковь

Культурную программу этого дня я планировал завершить посещением музея Радищева, так что от церкви пошел туда. Кстати, это первый общедоступный художественный музей в русской провинции. Он был открыт в 1885 году по инициативе внука Радищева художника-мариниста Алексея Боголюбова, труды которого изначально составляли основу экспозиции. Сейчас собранная коллекция огромна. Помимо невероятного многообразия картин, здесь представлены предметы церковного искусства, антикварная мебель и посуда, деревянные и каменные скульптуры. Кроме того, музей Радищева, как я понял, в Саратове выполняет роль своего рода культурного центра: здесь постоянно проводятся различные мероприятия и временные выставки. Мне удалось попасть на Рериха. Не сказать чтобы я был поклонником творчества этого художника, но, тем не менее, узнал кое-что новое, чем и поделюсь с вами. На выставке я увидел свисавший с потолка белый флаг, на котором было необычное изображение: окружность, в которой треугольником расположились три круга. Ситуацию прояснила информационная табличка. Оказалось, что это Знамя Мира - символ международного договора о защите художественных, научных учреждений и исторических памятников, известного также как Пакт Рериха. Остается только сожалеть, что только за последние пару десятков лет положения Пакта и во многом основанной на нем Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия нарушались бесчисленное количество раз, в результате чего человечество потеряло огромное множество уникальнейших исторических памятников.

На первой фотографии - выставка картин Рериха. На заднем плане можно увидеть Знамя Мира. Остальные снимки - экспонаты постоянной экспозиции музея Радищева

Из музея Радищева я выполз безумно уставшим и побрел в хостел, заглянув попутно в магазин, чтобы купить продуктов. На следующий день мне предстояло уезжать домой. Поезд был во второй половине дня. Мне оставалось посмотреть Парк Победы и расположенную неподалеку Национальную деревню народов Саратовской области. Поэтому утром, когда практически все еще спали, я собрался и вышел из хостела.
У входа в Парк Победы

Тут хочется поделиться небольшим советом. У самостоятельных путешествий есть один небольшой минус: вам приходится таскать с собой свои вещи, а их масса в отдельных случаях может достигать 15 килограммов, а то и больше. На время избавиться от них можно разве что в месте ночлега. Еще вариант - воспользоваться камерой хранения на железнодорожном вокзале, если таковой вообще имеется. Но он не всегда удобно расположен. Учитывая все вышесказанное, принципиально важно правильно распланировать день выезда из общежития/хостела/гостиницы. Желательно, чтобы перемещаться на ногах вам предстояло как можно меньше.

Парк Победы находится довольно далеко от центра Саратова, поэтому туда добрался на маршрутке. Честно скажу, что в принципе не мог себе представить, насколько интересным окажется это место для тех, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. На огромной территории чего только не было: десятки видов танков, самолеты, пушки, зенитно-ракетные комплексы, вертолеты. Впрочем, зачем я рассказываю? Лучше смотрите сами:


Надо заметить, что парк располагается на холме, поэтому здесь оборудовали смотровую площадку. Более того, ее сделали тематической: чтобы на нее попасть, надо пройти "пять ступеней", символизирующих годы Великой Отечественной войны. 

Путь на смотровую площадку в Парке победы состоит из пяти символических ступеней, которые соответствуют годам Великой Отечественной войны

Наверху открывается потрясающий вид на Саратов и Энгельс:


Погуляв по парку, отправился смотреть расположенную по соседству Национальную деревню народов Саратовской области. Это место прекрасно дополняет экспозицию этнографического музея, который я посетил днем ранее. Там можно посмотреть на национальные одежды и частично на быт, тут - на жилища. Здесь можно найти русский двор, мордовскую усадьбу или немецкий дом. Встречаются и достаточно неожиданные постройки: корейский "сад камней", узбекская чайхана "Согдиана" и даже греческое подворье. К сожалению, большинство домов, когда я там был, оказалось закрытым. Видимо, из-за довольно раннего часа. А вообще, здесь можно познакомиться с культурой каждого народа и, что немаловажно, кулинарными традициями, поскольку, как я понял, все дома представляют собой еще и кафе, где подают национальную кухню. Смотрите сами, как все это выглядит:



Между тем, потихоньку наступала пора выдвигаться в сторону вокзала. Идти туда прилично, но и времени до поезда у меня оставалось достаточно. На месте оказался за пару минут до того, как объявили посадку. Вагон стал настоящей камерой пыток: у него не закрывалось окно, и, несмотря на середину июня, внутри во время движения становилось очень холодно. Впрочем, впечатлений от поездки это не испортило.

Если вам понравился этот рассказ и вы хотите получать обновления по электронной почте, подписывайтесь на рассылку.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий